Конструкция самолёта
Конструкция самолёта основана на стелс-технологии, в разработке которой использованы идеи российского физика-теоретика в области дифракции электромагнитных волн Петра Яковлевича Уфимцева, изложенные в его монографии «Метод краевых волн в физической теории дифракции». [8]
Сам самолёт построен по схеме «бесхвостка» с V-образным вертикальным оперением. Совершенно не характерные для дозвуковых самолётов крыло большой стреловидности (67,5°) с острой передней кромкой, очерченный прямыми линиями профиль крыла, гранёный фюзеляж, образованный плоскими панелями, расположены таким образом друг относительно друга, чтобы отражать электромагнитные волны в сторону от РЛС противника. Такая форма самолёта, построенного по концепции «плоскостей-отражателей», получила название «фасеточной» (от фр. facette — грань). Расположенные над крылом с обеих сторон фюзеляжа плоские воздухозаборники имеют продольные перегородки из радиопоглощающих материалов. Часть потока холодного воздуха отделяется на входе в воздухозаборники и, минуя двигатели, попадает в экранируемые крылом плоские сопла, нижние панели которых покрыты теплопоглощающими керамическими плитками, что снижает ИК-заметность самолёта. Самолёт не имеет внешних подвесок, всё вооружение размещено внутри фюзеляжа.
Контуры щелей, образующихся в местах соединения фонаря кабины с фюзеляжем, створки отсеков шасси и вооружения имеют пилообразную форму, что также обеспечивает эффективное рассеяние электромагнитной энергии и предотвращает её прямое отражение в направлении приёмопередающей антенны РЛС противника.
В конструкции самолёта широко применены полимерные композиционные материалы и радиопоглощающие материалы. В конструкции планера на долю металлических сплавов приходится только 10 процентов массы. В результате этих мер эффективная площадь рассеяния (ЭПР) самолёта при облучении его локатором спереди и сзади составляет около 0,01 , а при облучении с других ракурсов — до 0,025 , что на несколько порядков меньше, чем ЭПР обычных самолётов.
Гранёная форма фюзеляжа и необычный профиль крыла резко ухудшают аэродинамические характеристики самолёта. В процессе проектирования был достигнут компромисс, при котором требования малой радиолокационной заметности возобладали над требованиями аэродинамики — аэродинамическое качество самолёта примерно вдвое меньше, чем у обычных самолётов-бесхвосток, что ограничивает радиус действия самолёта и уменьшает боевую нагрузку.
Следует заметить, что, несмотря на такие радикальные решения, конструкторам не удалось достигнуть конечной цели — построить самолёт, невидимый для противника. Во-первых, из-за ухудшенной аэродинамики F-117 был плохо защищён от атак истребителей противника, если им удавалось его обнаружить. Во-вторых, заложенные в конструкцию идеи могли снизить видимость лишь до определённого предела. В результате советские зенитные комплексы С-200 и С-300 могли вести по нему огонь с довольно высокими шансами на попадание, а более старые С-125, хоть и не гарантировали поражения, но также могли представлять угрозу. В частности, при налётах на Югославию F-117 был сбит именно такими комплексами.